Танец – это скульптура в движении или как „меня опять не заметили с мавзолея“ (с).
Только-только, раздумывая над принципами построения хореографии и ища общее в других видах искусства, я пришёл к заключению, что „танец – это скульптура в движении“, как выяснилось, что за много лет до меня к этому же выводу „добрался“ некто Х.Д. Сорелл. Более того, он его ещё и сформулировал дословно и даже буквально, ну абсолютно в том же виде…
Вот ведь незадача!
С одной стороны, хочется тешиться американской поговоркой: „Великие умы думают одинаково“, а с другой – не даёт покоя русская: „У дураков мысли сходятся“…
И всё ж таки это не мешает мне воспроизвести здесь свою цепочку рассуждений.
Создание танца.
Каждый раз, когда сталкиваешься с построением хореографии, будь то сценическая постановка для концертов или театров, танцевальный видеоклип для профессионалов или любителей, свадебный танец молодоженов или золотых юбиляров…, стараешься придумать нечто очень необычное и в то же время близкое по духу, физическим данным и возможностям исполнителей.
Очень важно, чтобы танец был не только доступен для понимания зрителем и исполнения исполнителем (каламбурчик, извините), но также отражал его внутренний мир и интегрировал в себе внешние паттерны движений танцора. Его привычки, выражающиеся в особенностях осанки и походки, ужимках и мимике.. Его характер. Свойственные только ему эмоциональные реакции и многое, что исчо… Танец должен обыграть каждый „сучок и задоринку“. Максимально подчеркнуть индивидуальность, вышедшего на сцену человека.
В этот момент начинаешь искать аналогии со смежными искусствами. И наиболее близкие находишь в скульптуре. (Есть нечто общее при создании произведений и в некоторых видах искусства, и в науке, ввиду решения ими общей задачи – познания и отражения действительности).
На мой субъективный взгляд существует два универсальных способа создания нового произведения (знания) или новой формы, „заимствованные“ у скульпторов.
Автор или ВЫСЕКАЕТ своё детище из камня, дерева, льда…, отбрасывая всё ненужное, или ЛЕПИТ его из однородных или неоднородных субстанций, интегрируя в едином произведении разнородные и разнокачественные кусочки материала.
„ЛИТЬЕ по форме“ я не считаю самостоятельным способом, т.к. сама форма всё равно создаётся по одному из двух обозначенных выше методов.
Отсечь „ненужное“ и соединить „несоединяемое“ – самые сложные задачи, стоящие перед творцом хореографии. И это ведь только часть работы по созданию танца.
К сотворчеству необходимо привлечь исполнителя, превратив его в равноправного автора произведения, а не в марионетку, выполняющую указания мастера.
Здесь у Танца много общего с Театром (единые сценические принципы), где режиссер просит актера „одеть на себя“ образ своего героя. Играть не „чистого“ Ленского, а воплощенного в собственных переживаниях.
Здесь у Танца много общего с Театром (единые сценические принципы), где режиссер просит актера „одеть на себя“ образ своего героя. Играть не „чистого“ Ленского, а воплощенного в собственных переживаниях.
И в этом отличие танца (и театра) от скульптуры (и архитектуры). Очень точно сказал, по этому поводу Курт Закс: „Танец — это мать всех искусств. Музыка и поэзия существуют во времени, живопись и архитектура — в пространстве. Но танец живёт одновременно во времени и пространстве. Творец и творение… сливаются в одно целое!“.
Так вот, когда хореография грамотно выстроена, наступает этап её исполнения, предъявления зрителю и здесь лучше Владимира Варнавы, пожалуй, и не скажешь: „Каждый танец нужно проживать так, чтобы его никто не смог повторить. Вообще никто“.
Мы хотим, чтобы Ваш танец был только Вашим!!!
Вам понравилась статья? Поделитесь ею, пожалуйста, в соцсетях по ссылке внизу.
Вы увеличите число счастливых людей на планете))
Вы увеличите число счастливых людей на планете))
Comments